Как правильно ухаживать за автомобилем
Итак, автомобиль куплен, сияет на солнце так же, как и Ваши глаза от радости, что дальше? Ранее за этим вопросом инженера-механики рефлекторно выпаливали виды ТО, что в них входит, однако мы не пойдем по пути сухой зубрежки, которой Вас и так напичкали в автошколе. Зачем вообще «мешать машине работать»? Обозначим лишь общие моменты и поясним, что есть обслуживание и зачем оно нужно для бодро урчащего автомобиля.
Для владельцев как новых, так и подержанных автомобилей, рекомендуется запомнить 2 фразы из коротких букв: ЕО и ТО. Первое означает ежедневное обслуживание, второе - техническое обслуживание соответственно.
Ежедневное обслуживание автомобиля
Буквосочетания ЕО вовсе не стоит пугаться, это совсем не означает, что придется каждый день посещать СТО и тратить деньги, совсем нет. Под этим понимается, если сухо, то «общий контроль за состоянием узлов и систем, обеспечивающих безопасность движения, и поддержание надлежащего, внешнего вида автомобиля». А если не сухо, то попросту говоря, перед тем, как совершить поездку, удостоверьтесь, что все колеса автомобиля на месте, все прикручено туда, куда надо, за время стоянки не появилось свежих царапин, вмятин, остроумных надписей.
Если Вы продвинутый «пользователь», то рекомендуется открыть капот и проверить состояние и уровень технических жидкостей. Современные автомобили оснащены различными датчиками уровня и давления, но все же, не поленитесь открыть капот и проконтролировать все лично. Техника есть техника, и поломки с подклиниваниями чувствительных элементов конструкции ей не чужды. Если Вы не продвинутый – попросту воспользуйтесь поисковой системой в интернете, или обратитесь к специалистам на любую станцию обслуживания за небольшой консультацией.
Техническое обслуживание автомобиля
Теперь разберем ТО. По своим принципам гораздо более затратная вещь и требует немного больше времени, чем ЕО. В понятии большинства водителей это лишь замена масла в двигателе. Однако помимо этого, необходимо менять фильтра, проверять состояние технических жидкостей, подвески, внешнего состояния двигателя, трансмиссии, желательно продиагностировать электронные системы автомобиля с помощью специальных приборов. За этим можно обратиться на СТО, там расскажут и покажут, что нужно сделать, но проще будет следовать рекомендациям из нижеследующей таблички. Многие могут поспорить, что в ней указан слишком маленький сервисный интервал, в свою защиту лишь оговорю, что она применительна именно для эксплуатации в странах СНГ, а пробег основан на данных, прописанных в большинстве руководств по эксплуатации, по опыту сервисменов, да и на личном тоже.
Масло в двигателе, масляный фильтр, воздушный фильтр, диагностика подвески, осмотр двигателя, трансмиссии
8 000 км или раз в полгода/год
Топливный фильтр, салонный фильтр
16 000 км или раз в год
Свечи зажигания (бензиновые моторы)
20 000 – 25 000 км
Тормозная жидкость, охлаждающая жидкость (антифриз)
Раз в 2 года
Масло в трансмиссии (вне зависимости автоматическая или ручная), масло в редукторах (если у Вас полноприводный автомобиль или с задним приводом), масло в гидроусилителе руля, ремень ГРМ (где он присутствует)
60 000 – 80 000 км
Развал схождение колес (после замены резины для предстоящего сезона)
2 раза в год (весной и осенью)
Теперь вернемся к вопросу, зачем все это нужно? В принципе, если Вы в средствах не ограничены, то насчет ТО можно не заморачиваться, а менять крупные узлы (двигатель, всю подвеску в сборе, КПП) по мере выхода их из строя. Но помните, что такая эксплуатация является небезопасной не только для Вас самих, но и для невиновных участников дорожного движения вокруг Вас. Сроки ТО рекомендуется не нарушать и сильно не превышать, тогда машинка будет служить верой и правдой без поломок долгое время, сохраняя при этом динамику разгона и управления как у новенькой. Разберем детальнее, зачем же все-таки нужно обслуживать автомобиль.
Начнем с простого – масло. Оно для мотора как кровь в сосудах человека. Помимо функции охлаждения, оно также выполняет функцию смазки всех компонентов и узлов мотора. Ведь в процессе работы последнего образуются различные твердые соединения в камерах сгорания, и если бы они не вымывались маслом, ресурс мотора составил бы меньше, чем обкаточный интервал. Помимо этого, в конструкции мотора, как, например, в мозге человека, присутствуют очень узкие каналы, обеспечивающие доставку порций масла именно в точечные трущиеся пары деталей. С течением времени масло не только теряет свои антифрикционные, но и чистящие свойства, уже после 3000 км. пробега его давление в двигателе начинает снижаться, по сравнению с новым, т.е. происходит процесс загустевания масла. Представляете, что получается, если у человека образуется тромб в узком сосуде головного мозга? Правильно, инсульт! То же самое происходит и в двигателе, начинается масляное голодание в определенных районах мотора, что приводит к цепной реакции выхода из строя механизма в целом. Как правило, чтобы «убить» мотор, достаточно пробега без замены масла от 15 до 30 тыс. км.
Фильтр, т.е. воздушный - обеспечивают очищение воздуха, поступающего в мотор, ведь помимо горючего для его работы требуется и воздух, а точнее кислород, совсем как нам с Вами, верно? Так вот, в процессе работы в воздушном фильтре скапливается грязь, забивая тем самым микросоты в нем, через которые воздух поступает в камеры сгорания. По мере его загрязнения, тяга мотора начинает падать. Попробуйте закрыть одну ноздрю, Вам легче стало дышать? А если 2 закрыть? Но это еще полбеды. У людей воздух поступает в легкие за счет межреберных мышц, и если доступ воздуха нам перекрыть, то мы попросту задохнемся. Но не мотор. Стартер, по сути, электромотор, который вращает маховик, обеспечивающий в свою очередь высокий крутящий момент для создания компрессии в цилиндрах, намного сильнее наших с Вами мышц. Поэтому забитый грязью воздушный фильтр, не обеспечивающий доступ воздуха мотору, попросту всасывается во впускной коллектор двигателя, забрасывая в последний всю собранную грязь. Вам было бы приятно, если бы в Ваши легкие засунули салфетку? Это наносит механический вред двигателю (могут появиться задиры на стенках цилиндров), что может привести к замене или капитальному ремонту.
Диагностика подвески. Даже если при движении автомобиля не слышно посторонних шумов, стуков, подвеску автомобиля необходимо время от времени осматривать и диагностировать. Подвеска предназначена не только для обеспечения плавности хода, но также является элементом безопасности. Подумайте дважды, прежде чем делать музыку погромче, чтобы не слышать неприятных звуков при прохождении неровностей.
Топливный фильтр обеспечивает поступление в двигатель чистой порции топлива, без твердых частиц, которые могут повредить распылители форсунок или топливный насос высокого давления (ТНВД) в дизельных автомобилях. Повреждение элементов топливной системы приводит к неправильной работе двигателя, дерганьям, вплоть до механических повреждений двигателя и, как следствия, капитального ремонта.
Несвоевременная замена салонного фильтра никак не отразиться на работе автомобиля, разве что повлияет на ваше здоровье, вентилятор отопителя (климат контроля) в салоне, реле управления вентилятора. Т.е. ничего не пострадает, кроме Вашего здоровья и комфорта.
Свечи зажигания являются одним из трех «столпов», на которых основана работа ДВС. Помимо высокого давления, наличия топливно-воздушной смеси в цилиндрах, необходим еще и катализатор для начала химической реакции с выделением тепла и энергии для толчка поршня, коим и являются свечи. Они поджигают смесь, обеспечивая бесперебойную работу двигателя. Со временем на электродах свечи появляется выработка, загрязнения, что ведет к ухудшению образования искры и ухудшению воспламенения смеси. Также увеличивается сопротивление пробоя между контактами свечей, соответственно увеличивается сопротивление свечи, а значит, растет и нагрузка на другие элементы системы зажигания (катушки, высоковольтные провода). Со временем это приведет к ухудшению работы двигателя, увеличения расхода топлива и, в конце концов, в одно прекрасное утро автомобиль попросту не заведется. Хорошо если это случится во дворе дома, а если за много километров от цивилизации? На данной позиции однозначно не стоит экономить.
Тормозная жидкость. Зачем ее менять то, спросите Вы? Да и не надо, соглашусь с Вами, если впоследствии проще поменять всю тормозную систему. А это опять же – безопасность. Но если Вы любите неожиданный адреналин, или решили свести счеты с жизнью, то этот пунктик можно пропустить. Шутки в сторону, данная жидкость очень сильно гигроскопична, т.е. впитывает воду не хуже бумажного полотенца. Со временем это приводит к внутренней коррозии элементов тормозной системы, снижению эффективности торможения, вплоть до полного отказа системы. Совсем не радужно, особенно если вы в самом расцвете сил и впереди куча планов.
Охлаждающая жидкость сродни крови, как и последняя, отводит тепло от горячих зон, а именно – от камер сгорания. Без охлаждения, мотор заклинит от перегрева в течение 10 минут. В ней также присутствуют моющие присадки, обеспечивающие долгий срок службы элементам системы охлаждения – термостату, радиатору охлаждения и печки, водяной помпы, гибких патрубков. Без своевременной замены, элементы системы начнут выходить из строя, и если пропустить момент, выражаясь цивилизованно, утечка антифриза приведет к перегреву и гибели мотора.
Особо заострять внимание на своевременной замене масел в КПП, редукторах не будем. Его функция в данных узлах идентична функциям в двигателе, но если упустить момент утечки, элементы трансмиссии могут выйти из строя, сначала появится характерный гул, но если не обращать на него внимания и своевременно не отремонтировать проблемный узел, то поломка может привести к клину одного или нескольких колес. Последствия оставим на богатство Вашего воображения.
Масло в гидроусилителе руля стоит менять, если в Вашем авто есть гидроусилитель. Его может не быть вовсе, или присутствовать электромеханический. Замена жидкости в данном случае сохранит ваши средства для ремонта или замены насоса гидроусилителя и рулевой рейки.
Ремень ГРМ (газораспределительного механизма) надо менять потому… просто, потому что надо. Его износ ведет к обрыву, а это чревато внутренними разрушениями двигателя. Вы же обувь меняете периодически? Ведь если ходить в дырявой, можно заболеть.
Если Вы меняете периодически шины перед сменой сезона, даже если у Вас 2 комплекта колесных дисков, не забудьте их отбалансировать на шиномонтаже, а затем сделать развал-схождение колес. Это обеспечит долговечность службы резины, сохранит приемлемую управляемость автомобилем и безопасность движения.
Теперь Вы осознаете фразу из автошколы «автомобиль – средство повышенной опасности»? Вот почему водитель практически всегда виноват, даже в тех случаях, когда вроде бы его вина не очевидна. Недосмотренный автомобиль, как питбуль без профессиональной дрессировки, неизвестно как себя поведет в различной ситуации, так сказать «сам себе на уме». При выяснении причин ДТП, автомобиль зачастую отправляется на экспертизу, а для специалистов он как открытая книга.
Помните, автомобиль – это сложный механизм, при выходе из строя хоть 1го винтика, неизвестно как это отразиться на работе всего механизма в целом. Вот почему, так много пунктов, касаемых просто регламентых работ, помимо текущего ремонта. Автомобиль, как и ремонт в квартире, невозможно сделать полностью, можно лишь приостановить этот процесс.
Вы ведь хотите, чтобы Ваша ласточка Вас никогда не подводила, чтобы без проблем заводилась, ехала в любое время года, и в жару и в стужу, доставляя Вас не только из точки А в точку Б, но и приносила бы при этом удовольствие? Не скупитесь на расходные материалы, стоимость ТО, как правило, не превышает половины стоимости среднего месячного заработка. В свою очередь, вы получите полностью исправного, безопасного, надежного железного друга, готового Вам подставить свое плечо мягкое сиденье и уютный прохладный в летний зной, теплый в зимнюю стужу, салон. Готового, при необходимости, пожертвовать собой ради спасения Вас и Ваших близких. А таких надежных друзей среди и людей то, к сожалению, днем с огнем поискать.
13 января 2018