Фирма ClearMotion выведет активную подвеску в массы
Над созданием активной подвески для автомобилей инженеры работают очень давно. Такая система должна сохранять неизменное положение кузова вне зависимости от рельефа дорожного покрытия. Однако до сих пор подобные конструкции были очень дорогими и не использовались на массовых моделях.Например, фирма Bose, известная акустическими системами, показала ходовой прототип на базе седана Lexus LS 400 еще в 1995 году: пружинную подвеску заменили торсионной, а амортизаторы — линейными электродвигателями, которыми через мощные усилители управлял компьютерный блок на основе информации от датчиков хода каждого из колес. Подвеска работала как надо только на малой скорости и имела еще множество проблем, поэтому развития этот проект не получил.
В 1999 году вышел Mercedes S-класса с системой Active Body Control, у которого гидроцилиндры, вмонтированные в опоры каждой из пружин, могли в режиме реального времени приподнимать или опускать кузов над каждым колесом. Более свежая итерация под названием Magic Body Control отличается, по сути, только стереокамерой, которая считывает рельеф дороги перед машиной и передает эти данные блоку управления. В прошлом году активная подвеска появилась и у Audi A8, но устроена она иначе: вместо стабилизаторов установлены титановые торсионы, которые управляются электроникой по данным с фронтальной камеры и закручиваются в ту или другую сторону электромоторами через ременный привод и волновую понижающую передачу.
Революцию в этой области намерена совершить американская компания ClearMotion, образованная еще в 2009 году. Изначально ее основатели планировали создать регенеративную подвеску, которая могла бы преобразовывать кинетическую энергию колебаний в электрическую, но быстро сменили направление работ и начали разрабатывать простую и относительно доступную активную подвеску. Сейчас ClearMotion располагает двумя подразделениями в Америке и одним в Англии, штат состоит из 185 человек, а для финансирования удалось привлечь 230 миллионов долларов.
Система фирмы ClearMotion отличается простой конструкцией и позволяет сохранить штатные упругие элементы и стабилизаторы, а доработка касается исключительно амортизаторов. К корпусу обычного телескопического амортизатора сбоку крепится дополнительный модуль Activalve, который фактически представляет собой выносной резервуар. Он включает электрогидравлический клапан и насос, который по команде блока управления реагирует на перемещение штока всего за пять миллисекунд. Идея проста: когда колесо опускается в яму на ходе отбоя, насос активно «помогает» ему идти вниз, а на ходе сжатия «втягивает» колесо вверх. Фронтальной камеры в системе нет, зато электроника может запоминать рельеф дороги в облачном хранилище с привязкой к навигационной карте и при повторных проездах подвеска будет заранее готова к серьезным неровностям.
Экспериментальную подвеску еще два года назад вживили в серийный седан BMW пятой серии. На демонстрационном видеоролике он проходит змейку с минимальными кренами и неплохо сглаживает знакопеременные неровности — по сравнению с донорской машиной здесь колебания кузова уменьшены многократно, хотя полностью избавиться от них не удалось.
Теперь же руководство компании ClearMotion заявило, что в 2019 году их система появится на товарных автомобилях. Сначала это будут мелкосерийные модели, а спустя год подвеска появится и на массовых машинах. Каких? Пока это секрет: заявлено лишь, что речь идет о пяти крупнейших автомобильных концернах. А еще компания обещает умеренную доплату за такую опцию, которая в случае начала массового производства должна стать еще меньше.
16 мая 2018